Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS

ДРЕССИРОВКА С АЛЕКСОМ ВЯТКИНЫМ



Страница 2 из 9«123489»
Форум для владельцев собак на dogsib.ru » Кинологические организации » Организации » ДРЕССИРОВКА С АЛЕКСОМ ВЯТКИНЫМ (ВНЕ ПОЛИТИКИ. ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ.)
ДРЕССИРОВКА С АЛЕКСОМ ВЯТКИНЫМ
БасяДата: Воскресенье, 10.05.2015, 04:11 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
Урфима, вот признаю - классно, и все правильно пишет! good
 
УрфимаДата: Воскресенье, 10.05.2015, 11:22 | Сообщение # 12
Группа: Модераторы
Сообщений: 1359
Статус: Offline
Цитата Бася ()
Урфима, вот признаю - классно, и все правильно пишет!

Бася, полностью согласна с Вами!!! biggrin flower
 
УрфимаДата: Вторник, 02.06.2015, 11:21 | Сообщение # 13
Группа: Модераторы
Сообщений: 1359
Статус: Offline
Очень интересная, а главное актуальная статья. Рекомендую.

Эта статья уже публиковалась, но я позволю себе еще раз выборочно напомнить вам ее и прокомментировать в привязке к миру кинологии….

" ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ
В данной статье речь пойдет о нескольких интересных и крайне важных психологических экспериментах, которые показывают, что если лишить человека (а также и животных) возможности своими действиями влиять на ситуацию, то со временем желание что-либо менять пропадёт, даже если вернётся шанс самостоятельно воздействовать на происходящее. И наоборот, возможность самому менять ситуацию, делать выбор и нести за него ответственность улучшает физическое и моральное состояние человека, помогает достигать лучших результатов и даже продлевает жизнь. Таким образом любые типы отношений, основанных на власти и подчинении, когда индивид не способен контролировать и влиять на ситуацию, лишают человека навыков к самостоятельному поиску решений и приводят к потере чувства свободы и контроля, подавленности, депрессии, пассивности, неверию в возможность изменений и в собственные силы, нежеланию менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность…
Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук также, как они раньше реагировали на электрошок – будут выскакивать из ящика и убегать.
Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!
Селигман предположил, что причина может состоять в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока – и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.
«…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.» [Селигман, 1977]
Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.
С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа. После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.
Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.
Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
Развитие теории: с людьми бывает то же самое…Не секрет, что возможность непосредственного применения результатов, полученных на животных, к объяснению особенностей поведения человека до сих пор вызывает большие сомнения. Конечно, эти сомнения возникли и у Селигмана, у его коллег – психологов.Дональд Хирото, молодой американский психолог, в 1971 году попытался проверить, работает ли механизм, обнаруженный Селигманом, у людей [Hiroto, 1974].
Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была – искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали – неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки – звук прекращался. Эксперименты Хирото доказали две важные вещи.Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук – просто сидели и ждали, когда все кончится.
Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.
Влияние беспомощности на продолжительность жизни человека
Новые результаты получили Эллен Лангер и Джуди Роден. Они работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и и имели возможность кое-что изменить в жизни пожилых людей. На двух разных этажах они дали старикам две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь по степени, в которой старики могли что-либо изменить в окружающей их действительности.
Вот инструкция, которая давала людям право выбора: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в нашей клинике. На завтрак вы можете выбрать либо омлет, либо яичницу, но выбрать нужно вечером. По средам или четвергам будет кино, но записываться нужно будет заранее. В саду вы можете выбрать цветы для своей комнаты; можете выбрать, что хотите, и унести к себе в комнату – но поливать его вы должны будете сами».
А вот та, которая лишала их возможности влияния, хотя и реализовывала идею абсолютной заботы о стариках: «Я хочу чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет мы готовим по понедельникам, средам и пятницам, а яичницу – в остальные дни. Кино бывает вечером в среду и четверг: в среду – для тех, кто живет в левом коридоре, в четверг – для тех, кто в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет за ним ухаживать».
Таким образом, получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли сами распоряжаться своей жизнью; на другом же этаже люди получали те же блага, но без возможности влиять на них. Через восемнадцать месяцев Лангер и Роден вернулись в лечебницу.
Они установили, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой, судя по специальным оценочным шкалам. Они также обнаружили, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Этот поразительный факт свидетельствовал, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать…
Что такое «Выученная беспомощность»?
Итак, Мартин Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить.
Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то значит – налицо «выученная беспомощность».
Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.
Пример: Двум группам людей предлагалось решать простые логические задачи, где в серии картинок нужно было обнаружить «лишний» элемент следуя какому-либо принципу. В одной группе испытуемые получали оценки «верно» или «неверно» в случайном порядке (т.е. асинхронно), в другой они (синхронно) получали за правильный ответ оценку «верно», за неправильный – «неверно».
В результате в группе с правильными, «синхронными» последствиями количество правильных ответов быстро возрастало, при асинхронности же не наблюдалось значительного улучшения результатов и многие испытуемые довольно быстро отказывались от продолжения эксперимента.
Если на их участии настаивали, то они совершали даже большее количество ошибок, чем в начале, поскольку для простых закономерностей пытались найти очень сложные объяснения, искали сложные решения там, где они были очевидны.
Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими.Ответственны за возникновение этого не столько неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости.
Именно этим объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий Селигман получил схожие результаты. Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых – точно так же, как и наказание – приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе."
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По прочтении этого материала у меня возникли некоторые мысли,, которыми я хочу здесь поделиться.
1. Выученная беспомощность как результат отсутствия правильного тренинга в спорте.
Как это работает.
Большинство площадок и дрессировочных центров , где обучают собак и людей в СНГ, находятся на уровне развития "зоновских" кинологов и эмансипированных дам, в розовых соплях, начитавшихся Карен Прайер и насмотревшихся Цезаря Милана по телевизору.
Есть «продвинутые» кинологи, участвовавшие в различных чемпионатах в прошлом, когда уровень конкуренции был ничтожным, и каждый желающий мог поехать на Чемпионат мира -,представлять РОДИНУ….но, к сожалению, давно остановившихся в развитии.
Есть Чемпионы, не способные научить….
Многие собаки и проводники готовятся на тяп-ляп , лишь бы сдать и поставить галочку об успешном рейтинге….Ну сдали же…Такая себе хобби физкультура ради участия…В то время, как многим людям и этого достаточно и заслуживает место быть, мне всегда было интересно - спрашивали ли когда-нибудь у тех, кто сдает на таких площадках, хотят ли они сделать МАКСИМАЛЬНО КРАСИВУЮ работу по МИРОВОМУ УРОВНЮ или им просто сразу обрубили крылья и кинули как пушечное мясо, завоевывать тренеру статистику по сдачам?
Дали ли им возможность РЕАЛИЗОВАТЬСЯ полностью? Понятно что долго, понятно что много труда, но может все же эти люди ХОТЯТ работать и УПИРАТЬСЯ ДЛЯ РЕАЛЬНОГО, НЕ ФОРМАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА? Может они ХОТЯТ ГОРДИТЬСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ, не шоколадной медалькой , полученной от «своего» судьи-деда мороза… а настоящим ПРИЗНАНИЕМ, ЗАСЛУЖЕННЫМ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЧЕМПИОНАТАХ???
Постоянно работая в разных местах нашей необъятной РОДИНЫ (УКРАИНА , РОССИЯ, БЕЛАРУСЬ) я вижу сколько талантливых проводников так никогда и не раскрылись, потому что никогда не видели альтернативы той посредственности, к которой все так привыкли ….А привыкнув давать лишь зачеты, уже и не пытаются претендовать на ЛУЧШЕЕ …Мол куда мне в БОЛЬШОЙ СПОРТ - и смотрят его , этот спорт, только по роликам в интернете и переходят в разряд БОЛЕЛЬЩИКОВ, хотя могли бы быть там на поле…
А то, что тем, кто в БОЛЬШОМ СПОРТЕ, просто повезло в свое время попасть к хорошему ТРЕНЕРУ , и то что они ТАК и даже ЛУЧШЕ сами могут, им и невдомек….
Я к примеру не люблю готовить состоявшихся спортсменов…Мое кредо - взять человека без опыта, и сделать из него ЗВЕЗДУ, которая заткнет за пояс именитых …Вот это ИНТЕРЕСНО… Процесс от самого начала до ПЬЕДЕСТАЛА, в этом есть ВЫЗОВ, КАЙФ и КУРАЖ! Ну и конечно инструмент ( собаку) и тренинг ( методику) я под этот РЕЗУЛЬТАТ подбираю индивидуально, как любой нормальный тренер , который не станет учить будущего олимпийского чемпиона по гребле, грести зубочисткой в дырявом корыте…
2. Также выученная беспомощность относится к выбору собаки… Одну взял - проблемная, вторую, третью….ПРОБЛЕМНЫЕ ….ВСЕ! ВЕРА В ТО, ЧТО БЫВАЮТ БЕЗПРОБЛЕМНЫЕ - ИСЧЕЗЛА….И даже если такой человек видит перед собой программу разведения, из которой массово выходят БЕСПРОБЛЕМНЫЕ собаки с ГАРАНТИЕЙ, он уже в это не верит! Ну и окружение соответствующее из тех , кто ему проблемных как раз и продал , отговаривают…Мол подумай, зачем тебе такая , возьми попроще, как у всех…И человек ПЕРЕСТАЕТ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ОБЩЕСТВУ….А придумывает массу причин, почему ему невозможно прямо ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС поменять жизнь к ЛУЧШЕМУ…

Отличная статья!!! В популярной форме просто и доступно, главное доходчиво! , объясняет «непонятные для обывателя» вещи


Ссылка на первоисточник: http://working-malinois.com/viewtopic.php?f=19&t=1366
 
MasyaДата: Вторник, 02.06.2015, 20:09 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Статус: Offline
Интересные у него статьи. Хочется вживую пообщаться. Мне кажется много интересного можно знать)
 
УрфимаДата: Среда, 03.06.2015, 09:57 | Сообщение # 15
Группа: Модераторы
Сообщений: 1359
Статус: Offline
Цитата Masya ()
Интересные у него статьи. Хочется вживую пообщаться. Мне кажется много интересного можно знать)

Masya, Вы правы. biggrin Алекс очень интересный человек. Уверяю Вас, что при личном общении сможете почерпнуть много нового и полезного для себя. Кстати, в августе в Томске будет летний 6-и дневный дрессировочный лагерь. Мы с Урошом обязательно примем в нем участие. smile
 
DivaДата: Среда, 03.06.2015, 14:27 | Сообщение # 16
Группа: Проверенные
Сообщений: 7644
Статус: Offline
Цитата Урфима ()
«выученная беспомощность».

Главная проблема в том, что надо еще найти группу собак, которая будет пользоваться предоставленными им возможностями. А ведь масса собак, имеющих возможности ( более того им пару раз показали-навели на эту возможность), но собаки тупые и не хотят эти возможности использовать ))).
 
vladimirruДата: Среда, 03.06.2015, 18:00 | Сообщение # 17
Группа: Проверенные
Сообщений: 2298
Статус: Offline
Цитата Masya ()
Я к примеру не люблю готовить состоявшихся спортсменов…Мое кредо - взять человека без опыта, и сделать из него ЗВЕЗДУ, которая заткнет за пояс именитых …Вот это ИНТЕРЕСНО… Процесс от самого начала до ПЬЕДЕСТАЛА, в этом есть ВЫЗОВ, КАЙФ и КУРАЖ! Ну и конечно инструмент ( собаку) и тренинг ( методику) я под этот РЕЗУЛЬТАТ подбираю индивидуально, как любой нормальный тренер ,
Есть такой анекдот на тему "выученной беспомощности": " утро, полутемная комната. двое лежат на широкой тахте. Она курит. он заложил руки за голову.
- слушай, говорит он. - мы уже несколько лет вместе. Может быть поженимся?
Она затягивается, выпускает дым и с грустной улыбкой говорит - Да кому мы нужны..???!!"
Так и с автором этой самой статьи про выученную беспомощность - готов сделать Звезду из человека без опыта, а спортсмены с опытом ему не интересны. Да кому ОН нужен опытным спортсменам, которые имеют(априори) свой состоявшийся взгляд на качество нужной ему собаки и качество тренинга который делает Звезду не из него, а из его собаки на соревнованиях, в том или ином тестовом нормативе. Он на то и успешный называется потому что состоялся как проводник со своей собакой.
Принцип конкуренции в тестовых нормативах, во всем мире, выстроен на врожденном потенциале собак, а не их проводников. Хотя есть и здесь, как в любом совместном труде( и в том анекдоте), обратная связь, так сказать. Вот на этой обратной связи и хочет автор создать "выученную беспомощность" у того кого он хочет "...взять без опыта и сделать из НЕГО звезду со своей собакой". Хорошая статья и вполне понятная мотивация автора. wink


Сообщение отредактировал vladimirru - Среда, 03.06.2015, 18:04
 
УрфимаДата: Четверг, 04.06.2015, 20:04 | Сообщение # 18
Группа: Модераторы
Сообщений: 1359
Статус: Offline
Открыта регистрация на летний лагерь в Тюмени 2015г!



Лагерь будет состоять из 2-х смен по 5 дней (1 день отдыха между)
стоимость участия в 1 смене:
с собакой - 250 евро
стажироваться фигурантом- 250 евро
слушателем 5000 рублей

Занятия будут проходить:
на многочисленных тюменских следовых полях
на нашей новой уличной площадке
в жару мы сможем скрыться в нашем прохладном (какое счастье!!!!) помещении
в конце лагеря- занятия на полноценном стадионе

как это было в прошлом году http://working-malinois.com/viewtopic.php?f=19&t=1125&start=1440

В рамках подготовки к осенним стартам на Чемпионат России
ПОСЛЕ ЛАГЕРЯ ЗАПЛАНИРОВАНА ОФИЦИАЛЬНАЯ СДАЧА ВН, IPO-1,2,3
(16, 17 июля)

ПОД ХОРОШИМ СУДЕЙСТВОМ!

Судья- Олег Макаров (г. Москва)



Резюме:
Начал заниматься служебным собаководством с 1986 года.
Со своими собаками участвовал в испытаниях, соревнованиях и семинарах: ОКД, ЗКС, военно-спортивное многоборье, РС, IPO, SchH.
С 1995 года фигурант, Национальный судья РКФ по рабочим качествам и спорту (РКФ 033), инструктор по дрессировке. Член РСВНО.
Фигурант по защите на крупнейших Российских и региональных соревнованиях по IPO, главных выставках РСВНО, чемпионатах НКП - РСВНО, Доберман Союза.

Профайл на dogcompet.ru http://dogcompet.ru/judges/oliegh_makarov.html

Записаться в лагерь, узнать способы оплаты, уточнить остальную информацию можно следующими способами biggrin

Как всегда оказываем разнообразную помощь в расселением wink

сот. 8 (963) 068-31-84
e-mail: adegey@yandex.ru
skype: ulyana.maltseva
Ульяна

Ссылка на первоисточник: http://working-malinois.com/viewtopic.php?f=19&t=1418
 
УрфимаДата: Понедельник, 08.06.2015, 13:28 | Сообщение # 19
Группа: Модераторы
Сообщений: 1359
Статус: Offline
Как обучаются собаки.

В дрессировке существует множество методов. Это и мотивационная дрессировка, это и кликер-тренинг, это и тренинг с помощью электрошокового ошейника, это и старый испытанный метод «кнута и пряника»….Все они работают в той или иной степени.

Обучение любому навыку должно быть в первую очередь проанализировано с точки зрения того, ЧЕМУ мы хотим научить собаку и КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ мы хотим получить в итоге. Следующий вопрос – каков наиболее рациональный и эффективный путь показа собакея, чего именно мы от нее хотим в обучении.
Поняв, КАК это работает и соответственно ПОЧЕМУ это работает, вы сможете самостоятельно выбирать подходящую методику дрессировки…

Что такое обучение? Обучение - это процесс происходящий в мозге собаки, который ведет к изменению поведения. Что именно происходит в мозге, мы пока точно не знаем, но мы можем проанализировать, какие факторы повлияли на то, чтобы поведение изменилось (т.е. что именно должно было произойти).
Первое, что вам необходимо усвоить - без мотивации эффективный процесс обучения практически невозможен. Когда вы обучили собаку тому или иному упражнению, она должна быть замотивирована, чтобы его повторять. Мотивация – это как горючее для вашей машины. Без него не сдвинуться с места, даже если машина полностью исправна.
Все вы, кто интересуется дрессировкой всерьез, наверное уже знакомы с теорией драйвов или «трибов» (добычи . защиты , социальный драйв и т.д) … В основе этой теории лежит понимание, что генетически (от рождения и по происхождению) различные собаки обладают различной степенью развитости драйвов (инстинктов). В соответствии с данной теорией, поведение собаки формируется под действием генетических (врожденных) предрасположенностей (драйвов) и под влиянием ее жизненного опыта.

Следующй этап – понимание сути процесса обучения
Следует различать четыре стадии :

1.Стадия приобретения знаний.
Во время этой стадии собака получает новые знания. Возьмем, к примеру, хождение рядом - собака учится в каком положении по отношению к хозяину нужно находиться, чтобы получить вознаграждение. В этой стадии дрессировщик концентрируется на правильности выполнения навыка (концентрации, позиции и т.д)

2. Стадия выработанного (доведенного до автоматизма) поведения.
На этой стадии полученное поведение (навык) переходит в разряд автоматического. Собака по команде автоматически занимает выученную позицию. В этой стадии дрессировщик может уже работать над скоростью выполнения упражнения, например.

3. Стадия генерализации.
На этой стадии собака учится применять выученный навык в новых и изменяющихся условиях, а также выполнять его в связке с другими навыками. Продолжая пример с правильным обучением команде «рядом», собака выполняет правильное движение рядом в парке, с отвлекающими факторами. Или в комплексе упражнений (рядом , лежать, подзыв, рядом…)
Эта стадия требует от дрессировщика особого труда и терпения.

4.Поддерживающая стадия.
На этой стадии собака включает новый выученный навык в репертуар своего обычного поведения. Здесь дрессировщик обязан следить за тем, чтобы выполнение навыка сохранялось всегда на нужном уровне (скорость, интенсивность, точность). Для одних собак для поддержания навыков на должном уровне требуются нечастые «освежающие» тренировки, для других требуется частый возврат к предыдущим стадиям обучения….

Обсуждая дрессировку, давайте рассматривать два вида обучения.
Первый - классическое обучение или обучение по Павлову – аксиомы, хорошо знакомые со школьной скамьи. Помните собаку Павлова? Перед подачей пищи загоралась лампочка, и в конце конццов выработался безусловный рефлекс слюновыделения.
Другими словами, схема ДО завершения обучения была: лампочка –еда –слюновыделение.
ПОСЛЕ завершения обучения: лампочка – слюновделение, еда – слюновыделение.
То есть, собака не обязательно должна была показать изменения поведения (слюновыделение) для того чтобы получить пищу. Слюновыделение возникало самопроизвольно - рефлекторно. Эту форму обучения еще называют ассоциативным, потому что собака учится ассоциировать одно действие с другим – в данном случае лампочку с едой. Если вы думаете, что классическое обучение относится только к простым формам поведения , таким как слюновыделение, вы заблуждаетесь. Возьмем пример апортировки. Собака учится , что после забрасывания предмета, дрессировщик посылает ее за ним вслед. После нескольких попыток, собака, ожидая посыла, сама начинает бежать за апортом без команды. Это и есть пример классического обучения.
Наиболее эффективный путь к обучению в этом случае - найти надежный раздражитель, который влечет за собой искомое поведение, и связать его с командой. К примеру, если вы хотите чтобы ваша собака чихнула по команде :), пощекочите ей нос перышком, и дайте соответствующую команду. После достаточного количества повторений собака будет чихать по команде, так как связала команду с щекотанием пером. И конечно, собака будет обучаться быстрее, если она получит за показанное поведение вознаграждение. Но об этом далее.
Оперантное (действия животного «оперируют» его жизнью, т.е. оказывают эффект на его жизнь) обучение, инструментальное обучение или обучение по Скиннеру – это все названия одного и того же процесса , во время которого животное учится , что те или иные его действия приводят к определенным последствиям. Если собака не села, она не получит лакомство. В дикой природе, если хищник не охотиться , он не ест. Другими словами что-либо происходит потому, что мы совершаем некое действие (или действия).
Если последствия показанного поведения приятны для собаки, она будет повторять это поведение снова и снова. Если нет -поведение исчезает.
Оперантное обучение сильно отличается он классического тем, что животное должно показать определенное поведение чтобы что-то получить. Т.е собака сама, своим поведением, контролирует то, что с ней происходит.

Выяснив, что такое классическое, а что такое оперантное обучение, мы должны все же помнить что реалии жизни отличаются от лабораторных условий, так что в формировании поведения чаще всего принимают участие оба процесса. Так, к примеру, Зума услышав как открывается контейнер с едой :
1.начинает процесс слюновыделения ( классическое обучение)
2.бежит к раздаточному столу, потому что знает , что оттуда получит еду (оперантное обучение)

Поведение, выработанное оперантным путем принято считать добровольным поведением.
Поведение, выработанное классическим путем – самопроизвольное(рефлекторное).
Предположим, я люблю пиццу и очень голоден. Мы с друзьями заказали пиццу, но при этом кто-то из них предложил мне $ 100, что бы я отказался от своей порции. Добрые у меня друзья smile ;
Я очень голоден, но $ 100, да еще в момент кризиса в стране, мне дороже, и я отказываюсь от пиццы smile ;
Поведения поедания пиццы при ее виде – инструментальное, но не настолько сильное , чтобы отказаться от $100.
Однако никакие деньги не заставят голодного человека перестать выделять слюну (классическое-рефлекторное поведение) при виде дымящейся пиццы smile ;.
Если классическое и оперантное формы обучения начинают конфликтовать более сильный эффект на поведение оказывает все же классическое обучение.

Так в свое время у Скиннера были помощники – Мария и Келлер Брэланд, которы вместе с ним изучали оперантное обучение.
Брэланды организовали свою собственную компанию, которая занималась дрессировкой различных животных для телевидения, киноиндустрии, различных аттракционов. До этого момента считалось, что любое животное может быть обучено выполнять любой трюк, если оно физически способно на это. Работы Брэландов показали, что это не так. Началось с того, что они пытались обучить енота принести и бросить монету в копилку. Поначалу обучили его подымать монету за вознаграждение. Затем приучили к копилке. Затем стали приучать его опускать монету в копилку. И вот здесь они застопорились на том, что енот не захотел расставаться с монетой. Он тер ею о копилку, зажимал ее в лапах, и лишь большим трудом дрессировщикам удалось заставить его все таки опустить монету в копилку. Затем ему дали две монеты, и вот тут возникли бОльшие проблемы. Енот стал тереть монеты еще усерднее ( хотя за это поведение его никто не подкреплял), и дрессировщики были вынуждены завершить обучение не добившись результата.

С другими животными также случались проблемы подобного характера. Брэланды решили, что проблема в недостаточной мотивации и пробовали поднять мотивацию у животных за счет голодания. Но от этого проблемное поведение только усиливалось.
Что же произошло на самом-то деле? А произошло то, что енот провел ассоциацию между монетой и едой ( классическая форма) и никак не хотел расставаться с монетой до получения пищи. Когда поведение сформированное классическим путем мешает поведению сформированному оперантным путем, первое может вытеснить второе.
Большинство дрессировочных процессов все же основаны на оперантном обучении, поэтому в дальнейшем мы будем говорить в основном о нем . Однако вы должны понимать как классическое обучение работает , иначе можно наделать множество ошибок в дрессировке, обьединяя в одну программу совершенно несопоставимые поведения.

Конечно, мы знаем много примеров когда собаки успешно освоили описанную выше схему с двумя мячами и контейнером и даже намного более сложные трюки, но при этом собаки всегда начинали с того, что обозначали контейнер с кормом. При этом ни одна из них не обучилась сложному действию до тех пор, покуда интерес к контейнеру занимал все ее внимание и обучение продолжилось только когда собака поняла, что смотреть на контейнер не имеет смысла , так как ничего не происходит. И нужно что-то сделать чтобы получить корм.

Те , кто обучает или обучал собаку концентрации внимания на моих занятиях знают, что это практически одно из первых упражнений, которому мы учим в послушании. Что делает собака , когда перед ее носом - закрытый кулак с лакомством?

Факторы, влияющие на обучаемость.
Уровень депривации.
Мы все знаем , что голодная собака работает лучше за еду. Собака, испытывающая жажду, работает лучше за воду. Отдохнувшая собака работает лучше за игру. Изолированное животное работает лучше за общение с хозяином. Чем голоднее крыса, тем быстрее она бежит к концу лабиринта, где лежит еда. Это также относится и к собакам, особенно если речь идет о простом навыке.

Если мы рассмотрим сложные комплексные навыки, иногда излишняя мотивация мешает. Собака начинает сильно отвлекаться в ожидании мотиватора и не в состоянии сосредоточится. Например, рассмотрим обучение прыжка через барьер. Что происходит, если собаку сильно мотивируют с другой стороны барьера? Правильно. Она перестает следить за чистотой исполнения навыка, и в погоне за вознаграждением врезается в препятствие. Чтобы этого избежать, следует уменьшить силу мотиватора в соответствии с ее способностью концентрироваться на выполнении самого действии.

В некоторых случаях, для повышения мотивации, тренеры советуют держать собаку в боксе до тренировки. Это особенно хорошо работает с собаками, ищущими общения с хозяином. Но тогда также необходимо сажать ее в бокс сразу после тренировки, чтобы у собаки выработалась четкая ассоциация с тем, что именно тренинг ассоциируется с вознаграждением. Скажу сразу, не многие согласятся держать своих собак в клетках. Гораздо проще ограничить собаку в доступе к еде перед тренировкой.

Представим себе две группы собак.
Группа А - экстремально голодная
Группа Б - полусытая.
Обеим группам предстоит научиться добегать до конца коридора к контейнеру с едой. Собаки из первой группы научатся быстрее, нежели собаки из второй. При достаточно продолжительном тренинге при этих условиях, мы можем увеличить количество еды получаемое собаками группы А до количества еды получаемое собаками группы Б, но собаки группы А будут все равно продолжать бегать быстрее, чем те, кто учился будучи полусытым.

ВЫВОД. Если вы тренируете навык, требующий быстрого и интенсивного исполнения, убедитесь в том, что ваша собака «особенно голодна» к тому мотиватору, с которым вы работаете. После того, как навык выучен, уровень депривации можно понизить, без потери интенсивности и скорости.

Вознаграждение.
Количество и качество вознаграждения напрямую влияют на поведение: собаки работаю лучше за бОльшее или более вкусное вознаграждение. Причем собаки предпочитают несколько небольших кусков одному большому, даже если в сумме количество малых кусков равно количеству большого. Это происходит потому, что сам процесс поедания еды сам по себе является вознаграждением.

Если собака ожидает определенное вознаграждение, но взамен получает другое, это напрямую оказывает эффект на поведение. К примеру, с точки зрения собаки, вознаграждение считается отличным, если она перед этим получала вознаграждение менее значимое для нее. И наоборот. Так, к примеру, если вы обычно используете собачью еду для вознаграждения, и в один прекрасный день вы дали собаке сыр или колбасу, она будет сильнее стараться угодить вам. И наоборот. Если вы обычно даете собаке колбасу для вознаграждения, но однажды дали просто сухую еду, не ожидайте от нее в следующий раз сильного старания.

Далее, если собака привыкла к вознаграждению среднему по величине и вдруг находит бОльшее, в следующий раз она будет работать лучше и быстрее, чем собака все время работающая за это бОльшее. Собака, все время работающая за бОльшее вознаграждение и вдруг получившая меньшее, будет работать хуже, нежели собака все время работающая за меньшее вознаграждение. Однако, этот эффект весьма поверхностный и длится не более, чем одну-две попытки.

Также, скорость и интенсивность выполнения навыка повышаются, если мы перед началом упражнения даем собаке попробовать или увидеть вознаграждение.

Новизна.
Собака обучается гораздо быстрее, если используются новые стимулы. Здесь играет роль эффект привыкания. Собаки привыкают к одному и тому же вознаграждению. Используйте различные виды вознаграждения, если не хотите видеть спада в энтузиазме.

Также эффект привыкания играет злую шутку с дрессировщиками, когда им приходится иметь дело с владельцами неправильно использующими нормативные команды. Ведь приходя на первое занятие к дрессировщику, собака уже много раз слышала «сидеть», «лежать», «рядом», «место» и т.д., и научилась/привыкла к тому, что эти слова ничего не значат, или же значат противоположное от требуемого. В таких случаях разумнее предложить хозяевам не использовать эти слова вообще, нежели ломать стереотипы.

TIMING- время подкрепления.
Этот фактор чрезвычайно значим как для оперантного, так и для классического обучения, но по разным причинам.

Классическое обучение.
Для того, чтобы обучение состоялось, команда должна быть дана ДО воздействия раздражителя. Иначе собака не сможет научиться ассоциации между командой и раздражителем. Обьясняя это новичкам, можно использовать ассоциацию с дорожными знаками. Например, знак «поворот дороги». Если знак стоит до поворота, водитель успевает приготовиться к нему. Если в середине поворота или после него – знак теряет смысл.

Оперантное обучение.
Наблюдая работу профессиональных дрессировщиков, мы можем отметить их умение «чувствовать собаку» - читать ее поведение и адекватно реагировать на его изменения.
Это качество абсолютно необходимо для успешного обучения в схеме оперантного обучения потому, что чем меньше времени проходит между совершенным действием / показанным поведением и вознаграждением, тем быстрее и точнее совершается процесс обучения.
Даже интервал в 1-2 секунды может свести на нет процесс обучения.
К примеру, мы пытаемся научить собаку усадке по команде. Собака садится, но мы в это время чем то отвлеклись или попросту выполняем инструкции кинолога по одновременной работе над выдержкой….Собака получает подкрепление через 5 сек. За это время она успевает почесаться, повертеть головой, понюхать землю, посмотреть на проезжающие мимо машины… Какое, в ее мнении, из этих поведений мы подкрепляем давая ей вознаграждение? Разумеется, именно то, незамедлительно после которого она получила подкрепление….
К сожалению, у нас далеко не всегда есть возможность дать вознаграждение незамедлительно в момент показа правильного поведения.
Здесь стоит ввести новые понятия: Первичное и Вторичное подкрепления.
Первичное или главное подкрепление – это то , что собака очень любит. К примеру – еда или игра.
Вторичное подкрепление – сигнал, который изначально не имел для собаки никакого значения, но в процессе обучения собака поняла ассоциацию между вторичным подкреплением и главным.
Например, имя собаки. Поначалу для щенка оно не имеет значения , но в процессе обучения щенок учится ассоциировать свое имя с приятными в его жизни вещами - еда, игра, прогулка. Т.е его имя предшествует всем этим вещам. Предшествует - здесь главное слово, ибо для того чтобы команда или сигнал стал вторичным подкреплением , он должен всегда предшествовать первичному.

Вторичное подкрепление служит сигналом к тому, что первичное подкрепление последует.

Вторичное подкрепление уникально тем, что им может стать звук, который можно воспроизвести точно в нужное нам время, чтобы обозначить нужное нам поведение. В своей практике в роли вторичного подкрепления я использую маркеры.
Положительный и отрицательный. “Yes” и “No”.
Положительный означает : «ты делаешь правильно, подкрепление следует.»
Отрицательный: «поведение неверное, подкрепления не последует. Начни сначала.»

Так как маркеры служат своеобразным мостом между поведением и вознаграждением, они сами по себе приобретают силу воздействия и вознаграждение не всегда обязательно.

Многие тренеры и владельцы собак используют « Хорошо», «Ай молодец» и/или другие слова и словосочетания….Эти маркеры не так хороши, так как часто используются хозяевами в повседневной речи и, соответственно, в некоторой мере теряют для собаки специфический смысл.

Многие дрессировщики сейчас используют кликер в виде маркера. Кликер обладает массой преимуществ. Дрессировщику гораздо удобней пользоваться кликером нежели своим голосом в обозначении правильного действия. Звук кликера короток по времен и силен, позволяет тренеру точно выделить нужное поведение и дать вторичное подкрепление на достаточном расстоянии. Однако кликер используется только в одностороннем порядке, отмечая правильность действия; кроме того, это все-таки механический предмет, который нужно всегда носить с собой и держать в руках в то время как собака работает, а это не всегда удобно или возможно …
Также, звук кликера имеет строго ограниченную короткую продолжительность, в то время как наиболее эффективным считается раздражитель, который действует во время от выполненного действия и до получения вознаграждения. Поэтому все больше и больше тренеров дрессирующих, например, морских животных пользуются свистком.. .

Для легкости усвоения материала при обучении новичков можно провести ассоциацию между использованием маркеров или кликера с первичным подкреплением (едой, игрой….) с зарядкой аккумуляторной батареи. Когда вы покупаете новую батарею, перед употреблением вам надо сначала ее зарядить. Также нужно «зарядить» и маркер или кликер перед их употреблением. Т.е нужно научить собаку ассоциации маркера с подкреплением. «Соединяя» их каждый раз , вы заряжаете батарею. «Маркируя» поведение без использования подкрепления, вы теряете заряд….

Одной из часто обсуждаемых тем при использовании маркеров является возможность использования их для подкрепления продолжительного действия без его прекращения.
Это т , чему собака должна научиться в процессе тренинга. Т.е должна научиться, что когда она слышит звук, должен быть еще сигнал дающий ей понять, следует ли поведение продолжить или прекратить. Если схема уже заучена, апортировка через барьер например, то собака может догадаться сама, что следует продолжать поведение , если сигнал звучит при подборе апорта … Некоторые дрессировщики используют два различных типа сигнала. Один «маркирует» поведение, но не связан непосредственно с вознаграждением, хотя изначально формируется как связанный с ним. Второй –означает окончание/отмену поведения с непосредственным этого подкреплением.

Regards
Alex


Ссылка на первоисточник: http://working-malinois.com/viewtopic.php?f=19&t=1052
 
УрфимаДата: Вторник, 16.06.2015, 21:53 | Сообщение # 20
Группа: Модераторы
Сообщений: 1359
Статус: Offline
Алекс Вяткин.

Лекция: "Методы дрессировки (механика и наведение)".



Лекция: "Что такое маркер".



Лекция: "Работа с лакомством".



Подготовка проводников, обучение грации и пластике от Алекса Вяткина.

 
Форум для владельцев собак на dogsib.ru » Кинологические организации » Организации » ДРЕССИРОВКА С АЛЕКСОМ ВЯТКИНЫМ (ВНЕ ПОЛИТИКИ. ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ.)
Страница 2 из 9«123489»
Поиск: