Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS

ВОСПИТАНИЕ. СОВЕТЫ.



Страница 1 из 212»
Догсиб - форум для владельцев собак » Дрессировка » Воспитание и дрессировка собак » ВОСПИТАНИЕ. СОВЕТЫ. (Статьи предоставлены командой NSK Dogs)
ВОСПИТАНИЕ. СОВЕТЫ.
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 14:57 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
Не все сидят в контакте, поэтому создаю отдельную тему, в которой буду дублировать советы по воспитанию из группы в ВК NSK Dogs.
Надеюсь пригодится эта информация. К тому же будет что обсудить roll
 
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 14:58 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
НАКАЗАНИЕ

Меня часто спрашивают: можно ли бить собаку? Я всегда отвечаю: нет! Всегда есть альтернатива - наказание, вместо обычного избиения.
Суть в том, что когда вы бьете собаку, вы ее запугиваете, но на страхе научить собаку правильно себя вести невозможно.

Есть несколько недостатков метода “кнута” (побои):

1. Это односторонний метод, он не воспитывает собаку, а только учит что НЕЛЬЗЯ делать, какое поведение является нежелательным. Даже если собака выражает доминантность или агрессию - подавить такое поведение можно методом укладывания. То что касается подбирания на улице - необходимо строго отработать запрещающую команду: “Фу”, “Нельзя”, “Нет”. Ее отрабатывают на площадке у кинолога или самостоятельно, если есть опыт. Не пытайтесь отрабатывать сами, если не понимаете алгоритм работы: здесь очень важен порядок действий!

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Не давайте собаке команды, которые она не знает и не наказывайте за их невыполнение.

Никогда не давайте команды (например: ко мне), если не уверены что собака ее выполнит. Такое может быть, когда собака не воспринимает авторитет владельца, подход к хозяину не закреплен достаточно и положительно.

Никогда не наказывайте собаку, если она подошла по команде “Ко мне! сразу после проступка. Даже если она сделала что то невероятно противное или неправильное и вы раздражены ее поведением - СДЕРЖИТЕСЬ. Даже голосом не показывайте, что раздражены. Иначе подход собаки по команде “Ко мне” будет связан у собаки с вашим раздражением и могут быть проблемы с подзывом.

Повторюсь: для того чтобы не допустить нежелательное поведение на улице, на расстоянии необходимо отработать запрещающую команду и команду подзыв.

2. Если использовать методику воспитания основанную только на побоях, мы получим зашуганную собаку. Дело в том, что такой метод лишь прекращает действие, но не убирает намерение. Например вы наказываете собаку за то что она ложится на вашу постель. Нет смысла избивать в этом случае, потому что собака будет делать это в ваше отсутствие. Опять же, в этом случае необходимо научить как правильно себя вести, предложить ей вариант ее “места”. Но нужно учитывать, что у многих собак заложена “диванная” любовь)

3. Неправильно использованное наказание, без предложения правильного действия, может привести к путанице в голове собаки. Например: ваша собака бросается на прохожего, вы ее сильно наказываете за это и снова отпускаете. Собака может решить, что вы сердитесь из-за недостаточно сильного нападения. В данном случае собаке лучше дать запрещающую команду и команду рядом (которые предварительно отработаны). Нужно спокойно объяснить собаке, что так нельзя делать - намерение пропадет.

4. Если наравне с наказанием за проступок не будет предложена альтернатива в качестве действия, многие собаки закрепляют успокаивающие привычки: капают ямки, лают, начинают искать на улице чем можно поиграть и многое другое. Именно так появляются “пустолайки” - это привычка делать что то, что успокаивает или помогает собаке справиться со стрессом.

5. И самое важное. Методика воспитания “кнутом” может переходить в тяжелую форму избиений из-за раздраженности или плохого настроения владельца. Это ломает психику животного, тк собака не может сделать связи, почему именно сейчас ее так жестоко наказали, когда вчера за это проступок она получила гораздо меньший объем. Некоторые владельцы в принципе используют “кнут” ради вымещения своих эмоций, самоутверждаются (характерно для детей-подростков).

“"Наказание – это такая штука, к которой нужно относиться предельно серьезно. Наказать – очень легко, а наказать правильно – очень трудно.” бр Запашные

- не рекомендуется наказывать собаку поводком, строгим ошейником и другими предметами ее обихода и амуницией. Это непременно свяжет негативно с самим предметом и тогда собака будет испытывать страх при попытке надеть ошейник, иные собаки убегают, от хозяина на улице, только ради того чтобы избежать прикосновение этого предмета.

- не рекомендуется бить руками или ногами. Вообще побои это чуждый собаке язык. Этот метод понятен только людям. Используется в кинологии как быстрый метод запугать собаку, принудить ее к работе. Ладонь хозяина в первую очередь должна ассоциироваться с добротой, лаской - с руками связано доверие собаки к человеку. Если собака будет бояться ваших рук - срывы в ее поведении будут обычным делом.

- нет смысла кричать на собаку. Объяснять на человеческом языке как она плохо поступила. Собаки не понимают человеческий язык, только интонацию и делают связь с некоторыми словами.

Как альтернатива побоям существуют разные методики наказания:

пока щенок (но подходят и к взрослым собакам)
- используется еще свежий на памяти щенка от матери - хват рукой за шею сразу за ушами. Пальцами имитируется укус, немного жулькается кожа. Такое действие нужно производить сразу после проступка, резко и с небольшим давлением, возможно немного болезненно, но нужно учитывать, что когда так делает мать, она использует клыки. Щенок в этот момент включит защиту ревом и писком: не поддавайтесь! Дождитесь когда щенок осознает, что его не отпустят пока он не успокоится или не примет позу подчинения.

- еще один метод из собачьей стаи - укладывание. Щенка сразу после провинности резко хватают за шею за ушами и грубым движением (можно с рыком) укладывают на пол. Держат одной рукой шею, другой задние ноги, чтоб не вырвался. Здесь необходимо дождаться пока собака не успокоится. Иногда приходится просидеть так приличное время, пока он характерно не выдохнет, подчиняясь вашей воле. Если не дождаться подчинения, отпустить, щенок сообразит, что он достаточно сильный, чтоб попытаться подчинить владельца или как минимум быть безнаказанным далее. (Этот метод хорошо показан в сериале “Переводчик с собачьего” Цезарем Миланом)

Эти два метода должны подкрепляться определенной интонацией в голосе, которую щенок непременно запомнит и в дальнейшем, будет достаточно только этой интонации, чтобы собака завершила нежелательное действие.

- хороший метод предупреждения нежелательного поведения - отвлечение, перевод с нежелательного действия на желательное, подкрепленное положительно, например игрой. Так щенка проще отучить грызть ножки стульев, предлагая ему вкусную кость или удобную игрушку.
Так во время смены зубов щенки становятся не хуже детей - нервозными и раздраженными, могут и руки покусывать, могут и сильно… Не стоит наказывать щенка за это, он и так испытывает неудобства, потребность грызть у щенков физиологическая. Приобретите щенку игрушку с разнообразными типами материала: резина, устойчивый пластик, канатики, ткань. Предложите жилистую кость.
Есть еще один хороший метод показать щенку, что он слишком сильно прихватывает - громко вскрикивать, имитировать голосом писк братьев щенков.

Так же щенки могут разрывать подушки, “убивать” носки - когда со схваченной добычей щенок интенсивной трясет мордой, пытаясь добить свою “жертву”. Это обычная игра щенка. Обычная природная потребность, поэтому если щенок нашел на своем пути замечательную игрушку: ботинки, одежда, подушки, провода.., то значит вы разрешили с ними поиграть. Нельзя наказывать щенка за игру, позаботесь о том, что у щенка всегда есть арсенал разных веселых игрушек.

ВНИМАНИЕ! С щенком на смене зубов нельзя играть в перетяжку, это формирует неправильный прикус.

- наказание ограничением свободы - как правило, недейственный способ что то объяснить собаке, а только больше запутает ее.

- существуют разные инструменты для коррекции поведения собаки: удавочки, строгий ошейник, ЭШО, халти (недоуздок)... Все они имеют свои достоинства и недостатки. Необходимо помнить, что это только инструменты коррекции, а не прогулочная амуниция. Работать с этими инструментами вас научит опытный кинолог, не беритесь за них, если у вас нет опыта. В нашей группе мы ведем серию статей о корректирующей амуниции и том как правильно ей пользоваться.

- в качестве легкого воздействия, для привлечения и концентрации внимания используется слабый хлопок по морде (по носу), достаточно резкий, но до болевого порока. Его используют во время отработки запрещающей команды.

И последнее. Не ждите идеального послушания от собаки, если вы в нее не вкладываете свои усилия по воспитанию и повышению отзывчивости.
Источник: https://vk.com/wall-41....5%2Fall


Сообщение отредактировал ladybull - Пятница, 14.03.2014, 15:06
 
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 15:02 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
Социализация собак в период гормонального развития и в период зрелости.

Во время гормонального развития изменения в поведении у кобелей и сук отличаются, кроме того нужно учитывать породные особенности. По периодике этот возраст можно сравнить с подростковым у людей - трудный возраст.

Один из моментов этого периода - боязнь привычных вещей. Например замечено, что именно в этот период, собака может реагировать настороженно на знакомый стул, но поставленный в другом месте и иначе. Любые предметы и объекты могут вызывать крайнюю настороженность, в плоть до поднятия холки. В такой момент владельцу стоит помочь собаке справиться со своим страхом, показать, что предмет или объект безопасен, подойти, дотронуться, подождать пока собака сама справится со страхом, подойдет и обнюхает этот предмет. Нельзя наказывать за страх в такой момент, как и успокаивать ласковым словом, не стоит и отвлекать на игры - в этот момент собака укрепляет уверенность в себе.

Кобельки в этот период начинают “поднимать лапу”, чувствовать и определять состояние сук вокруг по меткам, подлизывать чужие метки. Суки в этот период переживают свою первую течку. У некоторых сук замечается нервозность в это время.

Так же в этот период собаку волнует классификация по старшинству в стае, особенно у кобелей. Так они становятся более темпераментными, начинают играть в кобелиные игры (встают на задние лапы, передними бьют друг друга), нередки садки между кобелями (что по необразованности владельцев интерпретируется как смена ориентации): более доминантные кобели пристраиваются сзади к другим кобелям, хватают за холку, такая игра может перейти в драку. Необходимо оценить силы собак и принять решение: позволить ли собакам разобраться самим или развести их. В такие моменты нельзя позволять взрослому кобелю самоутверждаться на более молодом, это чревато долгосрочным унижением и неуверенностью в себе у молодого кобеля.

Молодые кобели часто копируют поведение старших, иногда не понимая зачем, но во время игры можно заметить, что оба стараются занять положение сверху. Позже, когда они подрастут у них будет навык таких игр.

Еще один важный момент игр между собаками в период полового созревания - они учатся защищаться в случае нападения. По сути большинство игр это имитация драки. Чем больше приемов защиты и нападения во время такой игры узнает собака, тем будет более уверена в себе.

Именно в этот период начинаются проблемы в доме владельца. Более темпераментные собаки пытаются узнать границы дозволенного и часто нарушают правила в доме. Например, если хозяин запрещает лежать на кровати, но собаке все равно там нравится - собака будет прыгать на любимую лежанку… В этот период наступает серьезное испытание лени владельца. В этот период собакой необходимо заниматься более настойчиво, внимательно. Рекомендуется регулярно посещать занятия по ОКД в группе у профессионального кинолога и заниматься дома: поднимать уровень дисциплины, увеличивать мотивацию для отдачи, а так же авторитет владельца.
Не рекомендуется бить собаку в качестве наказания. Они не понимают этот язык. Существует много инструментов и методов как альтернатива пинкам и побоям (в следующей статье мы обязательно расскажем об этом). Также в этот период придется часто сдерживаться, особенно когда собака убегает на улице. У Джона Фишера есть прекрасное описание подобное ситуации:
“Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку — а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.”

Укрепляя свой авторитет на занятиях, хозяин выступает как лидер стаи. Остальные члены семьи так же должны стоять выше собаки, а это значит, что им тоже необходимо уделять внимание воспитанию собаки. Очень часто приходят сообщения о собаках на переустройство, что с собакой не справились именно члены семьи. Порой доходит и до абсурда: собака защищает своего хозяина от членов семьи.

Так же стоит сказать, что у многих пород, особенно у служебных, присутствует особая хитрость: они ищут изъяны в характере хозяина и всячески стараются этим пользоваться, такие как слабохарактерность, лень, неуверенность в себе и другие слабости. Многие самодостаточные породы не видят в хозяине лидера и вожака, с ними необходимо проявить выдержку и терпение, не ждите быстрых результатов. Часто кинологи сталкиваются и с такой ситуацией, что собака и владелец не подходят друг другу по темпераменту.

Так же мы хотим напомнить, что собака зеркало хозяина! Если владелец нервозен, не уверен в себе, собака обязательно отразит это волнение во время встречи с незнакомыми собаками.

Немного о депривации.
Депривация это лишение или ограничение социальной адаптации собаки, оно может быть намеренным или от лени хозяина. Но в будущем такая собака будет иметь проблемы с общением как с другими людьми и собаками, так и со своим хозяином.
Ошибки социализации чаще характерны для мегаполисов, где владелец может видеть в своей собаке ребенка и не подпускать к стрессовым ситуациям, так же это касается ленивых людей, которые собаку завели ради забавы - большая проблема декоративных пород.

Существует масса проблем адаптации в нездоровой политике воспитания, основные из них:

- поза подчинения и скулеж. Каждый раз когда на собаку идет воздействие стрессовой ситуации, очень часто в качестве самозащиты собаки принимают позу подчинения, берут в привычку посвистывать - скулить. Это ошибка наказания в период социализации, во время наказания щенок взвизгнул и его сразу отпустили, это отложилось в его привычках.
- страх перед неизвестным. В период когда щенку требуется интеллектуальная нагрузка, преодоление и адаптация к стрессовым ситуациям, его намеренно ограничивали, быстро покидали “раздражитель”, тем самым закрепили в собаке привычку убегать… Так же здесь можно сказать и об агрессии на фоне страха - собака не уверена в себе, поэтому единственным выходом видит облаивание и бегство.
- агрессия. Агрессия часто характеризуется недостатком общения, отсутствием алгоритмов действий в стрессовых ситуациях, недостаточным выбросом энергии во время прогулок, отсутствием интеллектуальной нагрузки (нереализация породных качеств, например) - собака, как единственный способ общения, знает только нападение и облаивание.

В итоге мы получаем неуверенную в себе собаку, не умеющую знакомиться, адаптироваться, нервную, а что самое страшное - непредсказуемую.
Исправление поведения при таких ошибках часто занимает всю жизнь собаки, мучительно в моральном и эмоциональном плане. У многих владельцев, осознавших свои ошибки, единственный выход - усыпление, как самый простой. Будьте внимательны при выборе собаки, обязательно изучите потенциальную породу или состав пород (если метис), оцените свои силы!

Джон Фишер “О чём думает Ваша собака”
В.В. Гриценко “Воспитание собаки-защитника”
Е.Н. Мычко "Поведение собаки"
Источник: https://vk.com/wall-41....8%2Fall


Сообщение отредактировал ladybull - Пятница, 14.03.2014, 15:06
 
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 15:03 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
Социализация щенка.

Собаки после рождения еще очень долго находятся в состоянии развития центральной нервной системы - во время этого развития происходит адаптация к разным ситуациям, людям, собакам - это и есть социализация. На щенка воздействует сложная социальная структура, со своими ролями и коммуникациями. И на сколько верно он пройдет этот период, найдет себя в социальных связях, подготовится к разным ситуациям в жизни - можно будет говорить о устойчивой психике и адекватном характере.
В первую очередь стоит рассказать о критических периодах развития собаки:

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (новорожденный) с 0 до 13 дней
- очень быстрый рост (у тяжелых собак очень сложный старт именно из-за быстрого развития костяка, при меньшем развитии мышечной массы. у высокопородных собак нередки дефециты важных веществ, что в свою очередь требует особого питания, деформация костей, хрящей и связок в силу интенсивного роста), только прорезаются глаза
- признаки самостоятельности, создание социума в небольшой компании помета (спят кучкой для сохранения тепла в отсутствии матери)
- непосредственная связь с матерью: запоминает запах, ищет более молочные соски, туалет только с помощью матери
- щенки получают первый опыт движения

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОБАКИ 14 - 49 дней
- смена сосания на жевание (приучение к твердой пище)
- именно игра с однопометниками объясняет щенку с какой силой он может кусаться ради игры, а когда уже больно
- необходимо позволить матери и братьям по помету выстраивать основные иерархические связи
- очень важно, чтоб именно на этом периоде каждый щенок узнал человека: поэтому заводчики берут щенка в руки, носят его по комнате, предоставляют возможность познакомиться с комнатой самостоятельно, разговаривают с ними спокойно
- если этот период пройден в окружении братьев, матери, при внимании заводчика - щенок готов знакомиться с остальным внешним миром

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ ЛЮДЕЙ от 49 дней и этот период может длиться разное время у каждой собаки индивидуально.
Щенку поставили все необходмые прививки, он готов к выгулу на улице

- на первом этапе необходимо понимать, что щенок первые разы сильно устает от знакомства с окружающей средой. В это время лучше избегать контакты с собаками, пусть обнюхивается. Прогулки как правило длятся недолго. Но надо учитывать породные особенности и относительно их строить график прогулок
- далее когда щенок уже знает все запахи в округе, можно знакомить с собаками. Лучше всего организовывать встречи с однопометниками или сверстниками, включая в эти встречи адекватных уравновешенных собак постарше либо избирательно знакомить щенка, постепенно увеличивая колличество собак. Щенок должен научиться приветствию (обнюхивание), приглашать поиграть (сводят передние лапы вперед в позе “поклон”), демонстрировать настороженность.
- необходимо знакомить со всеми видами собак: большими / маленькими, молодыми / взрослыми, агрессивными / спокойными… нет необходимости вступать в игру со всеми встречными собаками, но познакомиться будет полезно. Щенок должен знать, что бывают разные характеры и к каждой собаке у него должен выстроиться определенный алгоритм действий. И если очень приставучего щенка прикладывает более взрослый пес - это хороший урок. Такие уроки следует применять только с уравновешенными собаками. Нельзя допускать агрессивных, доводить до драк. Как правило у щенка, которого сильно подрали на старте два пути: трусость или агрессия.

Так же это касается и людей:
- в зависимости от назначения вашей собаки, вы принимаете решение: позволять гладить чужим людям вашу собаку или нет, приучать ли к тому что большинство людей на улице мирные или учить собаку быть осторожной ко всем прохожим… В большинстве случаев рекомендуется позволять вашей собаке мирно общаться с чужими ей людьми. Это совсем не значит, что она вас предает или в случае нападения не защитит… Это значит, что если вы на улице внезапно начнете диалог с прохожим, ваша собака будет ждать вашей реакции относительно этого человека.
Кроме того занятия на ЗКС имеют уклон на разделение угрозы и обычной мирной жизни. И научить собаку знающую, что есть адекватно мирные люди и угроза, вероятней чем ту, которая во всем видит угрозу и иной реакции не знает.
- очень важно знакомить собаку с детьми. Это очень важный и ответственный момент. Дети сами по себе очень энергичные и шумные, чтоб привыкнуть к такому стоит начать эту социализацию пораньше. При чем все контакты с щенком стоит контролировать, тк дети часто могут делать больно, не осознавая этого. Бывает и осознают, что делают больно, но просто хотят посмотреть что будет дальше… Такие игры конечно же лучше пресекать.

Так же важно приучать щенка к разным ситуациям.
- в первую очередь хочется рассказать о приучении щенка к шуму, резким звукам, к неожиданным ярким раздражителям (заведеные машины, взрывы петард, крики людей, махание руками и тд). Если щенок оказался в ситуации с таким раздражителем как правило будет проявлять осторожность, возможно постарается уйти от пугающего объекта. Не в коем случае не подкрепляйте положительно в этот момент - не надо давать вкусняшки, гладить и ласковым словом успокаивать - так вы закрепите страх. В этот момент щенку лучше дать задание и помочь ему его выполнить и похвалить сразу как только выполнит. Лучше всего в этот момент использовать метод отвлечения - предложить веселую игру. Ваша игра должна быть интересней, чем раздражитель, тогда раздражитель будет фоном. Очень успешно помогает в такие моменты отработка команды “рядом” с мотивацией на игру или за вкусняшку, рядом с раздражителем.
Не в коем случае нельзя убегать от раздражителя. Нельзя наказывать за осторожность и страх щенка. Настороженность и неуверенность - никак не стоит подкреплять, только контроль происходящего: пусть щенок сам попробует разобраться, либо использовать метод отвлечения.
Если нет возможности начать игру или отработать команду "рядом", щенок рвется на поводке в разные стороны - владельцу рекомендуется оставаться спокойным, медленно покинуть место с раздражителем, но в любом случае вернуться к этому вопросу.
- знакомство с автомобилями, транспортом, походы к ветеринару, посещение разных по назначению помещений должно положительно подкрепляться. Не в коем случае не наказывайте в такие моменты щенка за излишнее беспокойство, предложите альтернативу: отработку команд за лакомство или игрушку. Понятно что в автобусе не поиграть с мячиком, но вы можете это время демонстрировать мячик щенку, привлекать его внимание к себе ласковым словом, дайте при возможности пару команд и поощрите за выполнение, а по выходу из салона - немного поиграйте или просто похвалите
- так же это относится и к разным видам поверхности и погоды: щебень, трава, вода, лед, дождь, снег… знакомство с новой средой должно быть связано с позитивом и если щенок не уверен в себе и не желает в данный момент знакомится - не стоит его заставлять. Пусть сам попробует разобраться, вы лишь помогаете своим спокойным и позитивным настроением.
- поход в гости тоже должен быть положительно подкреплен, но как правило в гостях щенка сильно балуют. Не позволяйте подкармливать щенка своим друзьям и близким.

Чем больше ситуаций узнает щенок в период социализации, тем лучше он будет ориентироваться каждый день в будущем, когда станет взрослой собакой. Это значит, что он будет обладать уравновешенной психикой и адекватно реагировать, научится принимать верные решения.

Так же надо отметить следующие периоды:
- период инстинкта бегства (от 4 до 8 месяцев); в какой то момент щенок начинает плохо слушаться, убегает, легко отвлекается. Это подростковый сложный, но кратковременный период, предшествует половому созреванию. В этот период при признаках этого инстинкта задача хозяина стать интересней и приятней, чем зов природы.
- половая зрелость (от 6 до 14 месяцев) и зрелость (от 1 года до 4 лет); довольно сложный период, требует отдельной статьи. Но кратко его можно описать так: гормональное развитие проявляется в изменении поведения и для того чтобы владельцу справиться и не закрепить в собаке ненормальное поведение, необходимо уделить повышенное внимание дрессировке, воспитанию дома, социализации в этот период.
Джон Фишер “О чём думает Ваша собака”
В.В. Гриценко “Воспитание собаки-защитника”
Е.Н. Мычко "Поведение собаки"
Источник: https://vk.com/wall-41....0%2Fall


Сообщение отредактировал ladybull - Пятница, 14.03.2014, 15:05
 
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 15:04 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
НОВАЯ КИНОЛОГИЯ

Сегодня мы хотим рассказать о новом течении в методах воспитания собак. Очень спорное и насыщенное в противоречиях, где собак рассматривают с точки зрения полноправного члена семьи, исключая доминирование и агрессию в стае. Новая кинология призывает воспитывать собак не требовательно, как мы к этому привыкли, а только в договорной форме. Очень часто гуманистические взгляды последователей новой кинологии сравнивают человека и собаку, приравнивают к детям. Исключают реализацию породных качеств.
Основные тезисы:
- Жестокость по отношению к животным выглядит точно так же, как жестокость по отношению к людям. Поэтому не делайте со своей собакой то, что вы не хотели бы, чтобы делали с вами и вашими детьми
- Собаку нельзя подавлять и запугивать. Она должна уважать хозяина, потому что на одной волне с ним.
- Отрицание утилитарного назначения породных качеств собак и в целом реализации собаки
- Призыв пристрастного изучения и заботы об эмоциональном здоровье собак
- Критика термина “дрессировка”.
- Создание системы оповещений и признаков настроения собаки: “сигналы примерения”
По сути новая кинология объясняет деструктивное поведение собаки дома как концентрацию ее внутреннего напряжения, не понимания действительности, стресс. Создавая новый язык собаки - проницательный и понимающий, но владелец, по мнению новой кинологии, не считывает этих сигналов.
- Считают собак крайне проницательными существами. Которые заметив слабость у владельца, подстроятся под нее. При этом утверждают, что если собака испытывает неудобства подчинением, начинает противостоять хозяину. Такой постановкой вопроса объясняют конфликты в быту.
- Так как новая кинология отрицает доминантность, считает, что собака относится к владельцу как к лидеру автоматически, “ведь он ее кормит”.
- “Если ваша собака радостно встречает вас у двери, когда вы возвращаетесь, если она часто подходит к вам, предлагая игру или желая поласкаться, если она счастлива, когда вы рядом, значит, она любит вас и считает лидером.”
- “В конце ХХ века, когда поведение животных начали изучать в их естественной среде обитания, теория доминирования у животных была полностью опровергнута.” (самый спорный вопрос)
- Исключение общепринятых понятий о воспитании в среде стаи: потряхивание за шкирку, прикладывание особо бойких щенков, исключение иерархии в помете
- “Волки и собаки — это два разных вида животных, которых формировала совершенно разная среда обитания. Поэтому переносить поведение волков на поведение собак можно крайне редко. Кроме того, собаки точно знают, что люди — это не собаки и не волки, поэтому они не стремятся выстраивать свои отношения с людьми так, словно мы являемся другими собаками.”
- контроль эмоций перед собакой
- забота о поддержке доверительного отношения между собакой и владельцем
- исключение физических наказаний
- исключение инструментов воздействия на собаку (строгий ошейник, халти, удавка, ЭШО и др)
- естественная мотивация не может быть пресечена физическим воздействием (например естественная потребность нюхать метки или следовать за интересующим объектом)
- за ненасильственный способ обучения. От собаки нужно дождаться нужного состояния, прежде чем приступить к обучению
- “вбитые” команды выполняются хуже, потому что ассоциируются с негативным подкреплением - требованием выполнить
- отрицание механического метода дрессировки
- отрицание “быстрой дрессировки”, к примеру обычный ОКД с механической или вкусопоощрительной методикой - занимает 6 месяцев с нуля у самой сложной собаки
- утрирование и отрицание общепринятых методик
- вопрос читателя: “как отработать команду запрет: фу, нельзя или нет, если исключить физическое наказание?” ответ на этот вопрос мы пока не нашли

В целом при изучении новой кинологии кроме стопки вопросов, есть стопка тезисов, с которыми сложно не согласиться:
- перед тем как начать воспитывать собаку необходимо успокоится. Собака в любом случае копирует ваше настроение и чувствует полутона в вашем голосе, это ваш основной инструмент воздействия. Контроль эмоций.
- существует альтернатива физическому наказанию во многих приемах воспитания: перевод внимания; требование выполнить команду; задание на выдержку за кусочек или за интересную игру (игровая мотивация); работа на концентрацию внимания в момент “косяков” - упражнения зацикливания на игру, например, это тот же перевод внимания, только с пользой
- установка на контакт с собакой, изучение ее потребностей и стимулов, использование этих знаний для создания мотивации, учиться, но не воздействовать на все породы и возраста одинаково, индивидуальный подход
- повсеместное слишком утилитарное отношение к собакам в целом. Многие породы требуют большего понимания ментальности и особенностей, нежели рабочие породы, идущие в службу, работу, спорт… Отношение к воспитанию должно строится относительно породных потребностей, не грести всех под одну гребенку, например как норма: пройти курс ОКД по нормативу.
Источник: https://vk.com/wall-41....2%2Fall


Сообщение отредактировал ladybull - Пятница, 14.03.2014, 15:04
 
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 15:07 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
Учим ходить в туалет на улицу.

Перед тем как первый раз выйти на улицу, щенку рекомендуется проставить все плановые прививки.

Щенки как правило перед тем как присаживаться “по делам” суетливо принюхиваются, крутятся, бегут к любимому месту - где уже есть запах, именно в этот момент стоит хватать щенка и бежать сломя голову на улицу. Иногда бывает, что не добегают до двери, но не отчаивайтесь. Не забудьте убрать за своим щенком в подъезде если случился казус.

Многие заводчики в родительском доме щенка приучают к пеленкам. Это дорогое удовольствие. Одной пеленки хватает от 2 до 6 раз, в зависимости от породы. Далее предлагается выносить щенка на прогулку с пеленкой, тем самым объяснить, что все дела нужно делать на улице. Продуктивность такого метода мало подтверждается, однако приучение к пеленкам маленького щенка удобно еще тем, что при посещении гостей или зала для занятий, щенку проще найти привычное место для неожиданностей, чем портить ковры. 

В любом случае основная суть приучения: как контрастный душ. Объясните щенку, что дома ходить нельзя, а нужно на улице. При чем наказывать избиением щенка за кучки и лужи - не стоит, достаточно с грозной интонацией подергать щенка за холку, ущипнуть шею за ухом, имитируя покус. Далее достаточно будет просто грозного голоса. При этом когда щенок все сделал правильно радостно похвалите щенка! Не жалейте эмоций! Дайте лакомство или поиграйте. Щенок должен сделать связи: делать дела дома - хозяин недоволен, если на улице очень доволен.

Когда вы долго гуляете, но долгожданный звездный час все равно терпит, пока вы не вернетесь домой… Как только вернулись домой, не упускайте щенка из вида. Он наверняка в течении 10 минут “сядет”, как только видите признаки суетливости - быстро обратно на улицу. Щенок поймет, что вы настаиваете на туалете на улице. Это очень показательно, если во время процесса: дома вы ругаетесь, а на улице когда садится бурно радуетесь.

Не в коем случае не наказывайте щенка, когда прошло достаточно времени, например он был один, вы вернулись домой, а там лужа на ковре - в данном случае наказывать бессмысленно! Щенок не поймет за что его наказали, а решит что хозяин не любит возвращаться домой. Все происходит из-за типа памяти собаки. У собак короткая память сильней развита, чем длинная. То есть собака связывает действия и последствия в коротком времени. И если собака после плохого поступка (например положила кучу в коридоре) сделала еще массу действий, то ваше наказание, по вашему “за кучу”, собака свяжет с ее последним действием, например с тем что она вас радостно встречает. 

После того как щенок понял разницу между “плохо” и “хорошо”, научите собаку терпеть и проситься. Здесь методики бывают разные, все зависит от темперамента собаки, рациона. Нужно примерно рассчитывать время туалета и понимать, что например с утра многие щенки как только встанут - сразу примутся за дела. И если щенок сходил утром на ковер, потому что владелец ленится встать раньше и вывести щенка облегчиться, то это вина владельца. Наказать голосом все равно надо, чтоб не закрепить такое поведение, но нужно понимать, что завтра утром нужно встать чуть раньше. 

Что касается рациона, рекомендуется убирать еду между кормежками, чтобы щенок не подъедал. Еще замечено, что если собака ест натуралку, то она чаще мочится, чем например та, которая ест сухой корм. 

Если щенок понял, что дома ходить в туалет нельзя, он начинает терпеть, а когда терпеть нет сил - начнет проситься: поскуливать, суетливо ходить по квартире. Положительным подкреплением этого поведения будет - поощрение прогулкой, а на прогулке за туалет на улице его еще и похвалят. 

Наберитесь терпения в этом процессе! Не требуйте от собаки понимания, прежде чем вы ей объясните на собачьем языке, как можно, а как нельзя…
Не забывайте убирать кучки за своей собакой на улице. 

Если собака долгое время отпирается и все равно делает свои дела дома, то:

- возможно вы не последовательны в действиях и собака не понимает, что вы от нее хотите

- возможно по физиологическим потребностям собаке требуется больше прогулок по количеству, чем вы предлагаете. Предлагается выводить собаку на “по-быстрому” дополнительно к основным полноценным прогулкам

- если собака остается на долгое время дома одна, например на время рабочего дня, прогулка утром должна быть полноценной, кроме туалета, должны присутствовать игры, чтоб собака устала и спала хотя бы половину этого времени. Так же рекомендуется кормить половину нормы утром, чтобы собака была полуголодной и в качестве альтернативы поиску еды по квартире, от скуки и голода - пусть найдет ароматные мослы, жилистые кости и другие долгоиграющие лакомства. Зато если собака будет сыта, то от скуки будет искать развлечения в доступных предметах мебели, обуви, попытается пройти на кухню... (это тема для отдельной статьи)

- возможно предложенное место для туалета собаке не нравится (например слишком гладкая поверхность или слишком сырая), предложите ей варианты. Многим собакам даже определенный темп ходьбы необходим, чтобы приступить к туалету - все очень индивидуально

- многим собакам требуется набегаться перед тем как класть кучку. Это связано с тем что активизируется перельстатика кишечника за счет активной работы организма 

- собака не может терпеть, возможно у нее физиологические проблемы, например застужен мочевой пузырь или посажены почки. Сдайте биохимию на ферменты или пройдите обследование УЗИ

- привычное место еще ароматное и привлекательное для новой лужи. Обработайте все места облюбованные собакой дезинфицирующим средством.

Стоит рассмотреть и более поздние проблемы с туалетом:

- стрессовая ситуация, связанная с переменой места жительства, хозяев, а значит новый график и характер прогулок. Здесь можно посоветовать только одно - наберитесь терпения и следуйте методике “контрастного душа” - описанной выше. Собаке необходимо время на привыкание, даже самый воспитанный пес от депрессии по старому хозяину или по любимому старому дому, может стать апатичным, равнодушным и может быть немного пакостным

- собаки взятые на улице чаще всего гадят от незнания, им, как щенку, необходимо объяснить все с нуля и также набраться терпения.

Так же необходимо сказать и о мстительных собаках. Многие владельцы жалуются на вредность характера, особенно это характерно для сук. В качестве мести и выражении обиды на владельца собака намеренно мочится на свою лежанку, на входной коврик, на обувь владельца и возможны другие варианты. Такое поведение стоит проанализировать с зоопсихологом или попытаться разобраться самому. Опять же наказание в данном случае должно следовать сразу за “преступлением”.

Источник: https://vk.com/wall-41....1%2Fall
 
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 15:10 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
Зацикливание собаки на игру.

Игровой метод основывается на мотивации собаки на игру. Но для того чтобы сформировать эту мотивацию, необходимо создать привычки связанные с игрой и с ожиданием игры. Существуют разные способы “зацикливания”, мы расскажем вам о самом простом - в три этапа. В зависимости от сообразительности, проявлении щенком интереса к вашей игре, а главное от вашей эмоциональности и терпения - эти этапы могут длиться от пары дней, до недели - каждый. 

Собаки очень азартны, очень любят испытания ловкости и силы. В бесконфликтной дрессировке мотивация на игру имеет ключевой момент - собака выполняет все команды с удовольствием и достаточной экспрессией. Но стоит указать, что многие породы шкалят эмоционально и точность выполнения команд придется отрабатывать. Эта методика расширяет возможности воспитания:
- собака не ищет еду на улице (исключает пищевое подкрепление)
- не уходит далеко, "пасет" хозяина
- игнорирует игры с другими собаками, легко отзывается, тк игра с хозяином гарантировано и интересно
- выполнение команд происходит с экспрессией и желанием угодить
- для выставочных собак это лучший способ концентрации

К таким породам как: хаски, лайки, маламуты, английские бульдоги, волчаки, многие охотники, декоративные, а также метисы от таких пород - нужно проявить терпение и силу воли, тк такие собаки самодостаточные и игра их хуже интересует, но тем не менее все собаки любят играть.
Лучше всего зацикливанию поддаются служебные и пастушьи породы и метисы от них. 

Для занятий вам понадобятся мячи на веревочке - 2 шт, а также научиться проявлять эмоции, усилие воли и терпение. Это как правило основная проблема перед зацикливанием. Для того чтобы привлечь щенка к себе и игре - придется серьезно поскакать перед ним. Многим сильно не хватает эмоций, поэтому мяч недостаточно “живой”, зацикливание будет не успешным. Не бойтесь выглядеть глупо в работе с щенком, ему наоборот будет интересно, что хозяин так рад с ним поиграть)
Не стоит применять мячик с пищалкой, потому что задача привлечь внимание щенка не к резкому звуку, а живому мячу, который может быть живым только в ваших руках.

Занятия проводятся сначала в условиях тихого фона, далее усложняется отвлекающими объектами (другие собаки, люди, шум)

1 этап
Играем с щенком как с кошкой: перед лапами активно и весело скачет мячик на веревочке. Всячески вызывая интерес к игрушке, так чтоб у щенка появилось желание ее схватить. Как только щенок вошел в кураж, а при раздражителях не отвлекается, не обращает внимание на другие предметы и объекты, мяч необходимо резко убрать, так что б он его не видел. Очень важно на этом этапе наращивать интерес именно тем, что мы резко прерываем игру. Щенок какое то время будет стоять, ждать что вы будете делать дальше, вдруг игра продолжится… Стоим ждем пока щенок начнет отвлекаться на другие вещи. Как только щенок отвлекся или пауза затянулась, отойдите пару шагов сами и сразу достаем мяч и снова привлекаем щенка к игре. Тем самым мы создаем привычку ожидать игру. 

Во время этого этапа повторяем ключевое слово, например “мяч”. Позволяем пару раз поймать мяч, чтоб щенок не думал, что поймать мяч невозможно и потеряет интерес. Игра должна быть искренней.
Занятие этого этапа должны быть 2-3 раза в день, каждый день, по времени зависит от того, как щенок реагирует, обычно хватает 4 - 5 подходов - за занятие, примерно 10 минут занимает эта игра. После того как занятие закончилось, мяч лучше убрать из вида, не играть в подобную игру по призыву щенка и не в коем случае не ждать пока щенок от этой игры сам устанет.
У щенка должно отложиться примерно такое отношение к игре: “у хозяина есть интересная штучка, не буду отходить далеко, а то в друг внезапно позовет играть”.

2 этап
У щенка появился интерес к мячику, теперь его надо закрепить как мотивацию. Прежде чем начать игру с мячом, даете команду - любую, например “сидеть” и сразу после выполнения начинаете играть как в первом этапе. Щенок опять же разыгрывается и вы неожиданно убираете мяч. Даете другую команду, например “лежать”, как только выполнил снова играете. 
Далее вводите так же команды на выдержку (садите, заставляете ждать щенка следующей команды, сами ходите вокруг) - постепенно увеличивая время ожидания, каждый раз поощряете веселой игрой.

3 этап
Апортировка. Суть этого этапа показать щенку, что самый интересный мяч - тот что у вас в руках. То есть щенок не будет искать игрушки на земле, а самый интересный и живой мяч - только в ваших руках.
Берете два мячика на веревке. Один демонстрируете уже заинтересованному щенку, кидаете с командой “апорт!” - недалеко. Щенок бежит за мячом, хватает его. Теперь вы его подзываете к себе, задача добиться от щенка, чтоб он держал мяч в пасти. Если щенок достаточно зациклен, пройдя первые два этапа, то он этот мяч не отпустит, будет бегать вокруг вас. Когда щенок перед вами с мячом в пасти, вы достаете второй мяч, демонстрируете ему. Он первый мяч отпустит. Вы кидаете второй мяч с командой “апорт”, пока щенок бегает за вторым мячом, поднимаете первый. 
Суть этого упражнения в том, что мяч в ваших руках живее того, что в пасти у собаки - он летает и отскакивает весело, когда приземляется.

Здесь могут быть разные ситуации поведения щенка:
1. Щенок не проявляет интерес к мячу в принципе. Это значит, что 1 и 2 этапы отработаны недостаточно
2. Щенок хватает 1 мяч и бегает с ним, не обращая внимания на вас со вторым мячом. Игнорирует ваши призывы. Это значит, что у вас недостаточная коммуникация с собакой, недостаточно эмоциональны. Собака просто играет, он не зациклился. 1 этап недостаточно эмоционально отработан, а 2 этап не отработан вовсе - т к отсутствует дисциплина, мотивация отработать игру и авторитет владельца. Многие кинологи рекомендуют оставить щенка в игре с самим собой, в надежде, что это ему наскучит. На практике это не привело к результату. Эту игру следует прекратить и начать все с начала.

В идеале этот этап должен со временем перейти в игру с одним мячом. Но при этом принесенный мяч кидается в ноги владельцу. Если начать вырывать из пасти - собака начнет играть в перетяжку. Необходимо дождаться от щенка пока он выпустит мяч и не продолжать игру, пока он этого не сделает. Если в принципе не делает этого, возвращаетесь к началу 3 этапа: играете в апортировку 2 мячами.

Признаки зацикленности:
- собака реагирует на мяч настолько серьезно, что исключает любые незнакомые шумы и воздействия
- увеличена отзывчивость
- собака реагирует на игрушку в руках хозяина сильней чем на игрушку в руках других людей. игра нужна именно от хозяина.
- на прогулке постоянно “пасет” владельца, ведь вы можете достать мяч в любой момент
- зацикленная собака выполняет команды стремительно и четко, как научили и отработали
- легко концентрирует внимание на мяче, при этом максимально напрягается в нужной отработанной позе на выставке и двойной хендлинг уже не понадобится. 

Зацикленная на мяч собака хорошо реагирует на другие предметы для игры: фризби, пуллер, грейвер. Многие собаки сильно зацикливаются на лазерную указку, это позволяет использовать небольшой предмет для концентрации собаки на выставке. 

Недостатки этого метода:
- сложность в отработке четкости исполнения команд
- некоторые собаки настолько заинтересованы игрой с хозяином, что пренебрегают общением с другими собаками (ну для кого то это может быть и полезно)
- самая распространенная ошибка - владелец растягивает время 1 этапа на долгие месяцы и собака просто играет, суть метода не достигается.

PS. Забыла добавить - зацикливанию лучше всего поддаются щенки от 4 мес и взрослые до 2,5 лет, но это все очень индивидуально
Источник: https://vk.com/wall-41....7%2Fall
 
ladybullДата: Пятница, 14.03.2014, 15:16 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Город: Новосибирск
Статус: Offline
Строгий Ошейник. Как делать это ПРАВИЛЬНО.

В качестве предисловия к статье: в последнее время все чаще и чаще можно встретить собак, от мала до велика, разгуливающих в строгих ошейниках. Причем эти собаки не просто гуляют в них, они играют со своими сородичами, бегают за палочкой, играют в игрушки на улице. И это все в строгом ошейнике. И зачастую сам смысл строгого ошейника утрачивается. И почти всегда в 99% процентов случаев, хозяева НЕ правильно надевают на собаку строгий ошейник и НЕ правильно его применяют.
----------------------------
Строгий ошейник (Парфос) - особый вид ошейника для собак, оснащенный специального вида шипами с внутренней стороны. Тип этого ошейника всегда один и тот же, различия в них есть: 
- в грамотности и качестве исполнения (зависит от производителя),
- в видах и длине зубьев, 
- в материале (пластинчатые и проволочные),
- размер обычно подгоняется под саму собаку с помощью звеньев.

ПРИМ. Лучшими в производстве Строгих Ошейников до сих пор считаются немцы (Германия) – например, фирма Sprenger. Российский производитель в настоящее время тоже стал выпускать строгие ошейники на основе немецких разработок (но его нужно дорабатывать). 

ПРИМ. Эта вещь была изобретена в Германии еще до Великой Отечественной войны и использовалась для воспитания служебных собак, в основном породы немецкая овчарка. 

Применять строгий ошейник следует ТОЛЬКО в воспитательных целях, при значительных отклонениях от нормы в поведении собаки или при невосприимчивости к другим средствам. Поэтому прежде, чем покупать такой ошейник, обязательно посоветуйтесь со специалистом, вам расскажут как, и в каких случаях, стоит применять этот инструмент.
Строгий ошейник – это специальный инструмент и поэтому требует специальных знаний, опыта и умения им пользоваться. На собаке этот ошейник автоматически не решает проблем с поведением иливоспитанием собаки. Вместо этого, постоянное ношение строгого ошейника, неправильное его использование или не верная подгонка могут еще больше усугубить проблемы, а иногда, даже нанести собаке физические или психические травмы. 
Если вы только начинаете заниматься послушанием, следует для начала испробовать стандартные методы дрессировки, например через лакомство или игрушку.

Свойства ошейника:
Парфос служит для усиления воздействий на собаку при ДРЕССИРОВКЕ. Как правило, почти не важно (но не всегда это так), какой длины зубья у ошейника, главное грамотно им пользоваться. Повседневное неумелое использование ведет к привыканию. 
Пластинчатые Парфосы требуют некоторой доработки. Его недостатки – короткие шипы, которые не подходят для собак с длинной шерстью. Звенья могут разогнуться, если собака очень сильно рванет или потянет. 
Проволочные Парфосы, особенно его немецкие конструкции, имеют разную длину шипов и их направленность. Как правило, они оснащены цепью, а некоторые и специальным карабином для удобства, особенно для собак с длинной шерстью.

Правильное использование строгого ошейника – залог здоровой и послушной собаки.
1.Парфос НЕЛЬЗЯ одевать через голову собаки, чтобы не травмировать ее глаза. Для того, чтобы надеть на собаку строгий ошейник, необходимо расцепить его звенья, надеть на собаку и снова застегнуть. Если Вам удобно надевать строгий ошейник через голову собаки, значит, он неправильно подогнан и будет размещаться в неправильном месте на шее собаки! Чтобы снять ошейник – сожмите свободные концы звена и разнимите звенья.
2.Строгий ошейник НЕ должен быть слишком свободным и слишком тугим! Для того, чтобы отрегулировать длину ошейника, – вы должны снять лишние звенья.
3.Строгий ошейник должен застегиваться на собаке сразу за ушами под линией челюсти!
4.Парфос нельзя применять к щенкам, моложе 4хмесяцев!

Далее, вашему вниманию представлены Фотографии и Видеозапись, где вы сможете на наглядном примере узнать, как правильно использовать Строгий Ошейник.
Очень рекомендую посмотреть видеозапись.

Список используемой литературы:
1. Статья о Строгих ошейниках с сайта fordostrainers.ru
2. Эд Фраули «Как правильно применять строгий ошейник».
3. Статьи Дрессировочного Центра Гелион.
Фото: Лопаткина Анна.
Источник: https://vk.com/wall-41....4%2Fall
Прикрепления: 0603222.jpg(52Kb) · 2705698.jpg(51Kb)
 
Ирина КовтунДата: Четверг, 26.05.2016, 10:43 | Сообщение # 9
И
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Отличная и полезная тема, спасибо
 
Ольга СтаровойтоваДата: Среда, 19.04.2017, 17:54 | Сообщение # 10
О
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Город: Москва
Статус: Offline
Дрессировке поддаются практически все собаки любого возраста, если дело иметь с профессионалом. Лучше всего начинайте дрессировать щенков от 3-х месяцев. Если Вы дрессируете сами, то начните с самых простых командам. Выбирайте изначально только нужные команды, например, "Ко мне", эта команда самая употребляемая в жизни хозяина и собаки. Команда "Фу", без этой команды невозможно будет представить выгул собачки. А вот команда "Рядом" самая нужная в арсенале заводчика. Каждому питомцу необходима выдержка, которой так же обучается щенок в процессе обучения. Команды "Лежать", "Сидеть" и "Стоять" всегда должны быть в жизни вашего питомца.
Кстати, дрессировать питомца необходимо не более 45 минут, иначе, он устанет, будет капризн
 
Догсиб - форум для владельцев собак » Дрессировка » Воспитание и дрессировка собак » ВОСПИТАНИЕ. СОВЕТЫ. (Статьи предоставлены командой NSK Dogs)
Страница 1 из 212»
Поиск: